Страничка педагога-психолога
Добро пожаловать
на страничку педагога-психолога
МБДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Мазанка"
Ниязовой Севили Сирановны
Дата рождения: 27 ноября 1990года
Образование: высшее педагогическое
Специальность по диплому: Психология управления"
Должность: педагог-психолог
Стаж:
- общий: 5лет 8 мес
- педагогический: 5 лет 8мес.
- в ДОУ: 5лет 8 мес.
Курсы: ноябрь-декабрь 2017г.
Аттестация: 2018г.
Тема самообразования: "Эмоциональное благополучие-залог успешного развития ребенка в ДОУ"
Тренинг для педагогов «Вместе мы сила»
Цель:
ü создание дружеской и творческой атмосферы, снижение уровня психологического напряжения.
Задачи: 1. снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
2. способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
3. улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Педагог-психолог: Добрый день, коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое, и самое главное,- выразить друг другу радость встречи.
Упражнение №1 «Давайте поздороваемся» (5минут)
Сейчас мы с вами поздороваемся не обычным способом. По моему сигналу нужно хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми присутствующими. Но здороваться нужно определенным способом:
1. хлопок-здороваемся за руку;
1. хлопка-здороваемся плечами;
2. хлопка-здороваемся спинками.
(Желательно выполнять упражнения без разговоров)
Упражнение №2. «На что похоже мое настроение?» (10 минут)
Педагог-психолог: Перед вами коллеги находятся картинки, на которых нарисованы разные предметы. Внимательно посмотрите на них и выберите себе ту, на которую сейчас похоже ваше настроение, либо можно сравнить с каким-то вашим состоянием или событием.
(картинки с изображением предметов, явлений, животных, фруктов и т.д.).
Упражнение №3 «Мы с тобой похожи тем, что…» (10 минут)
Педагог-психолог: У меня в руках мяч. Тот, кому мяч достанется, бросает его любому педагогу называет его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например, что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)
Обсуждение:
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
• Что нового узнали о других?
• Что интересное узнали?»
Педагог-психолог: Хорошо, спасибо. Следующие упражнение называется.
Упражнение №4 «Встаньте…» (10 минут)
(Все педагог садятся по кругу на стульях)
Педагог-психолог: Я буду называть числа. Какое число названо-именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее, должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание нужно молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь на действия друг друга.
Упражнение №5 «Угадай, кто это?» (10 минут)
(все педагоги сидят в кругу)
Педагог-психолог: У вас есть 1 минута на то, чтобы внимательно посмотреть друг на друга. После того, вам нужно повернуться спиной в круг, и подойду к одному из педагогов и скажу, например: «Зенура, я иду по кругу (влево или вправо сказать) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?» Зенура отвечает (если ответ неправильный, надо об этом сказать и дать возможность отвечать до тех пор, пока не будет получен правильный ответ). Затем, можно попросить Зенуру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Татьяны Николаевны бусы?», «Какого цвета кофта у нее?», и т.д.
(Задание проводится аналогичное еще с 3-4 педагогами)
Педагог-психолог: Какие вы внимательные. У вас все здорово получилось. Следующая игра называется так:
Упражнение №6 «Мы фигурки» (5 минут)
Педагог-психолог: Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молча, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
- треугольник;
- ромб;
- угол;
- буква;
- круг;
- квадрат.
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание?
- Что помогло при его выполнении?
Педагог-психолог: Следующие упражнение «Я в лучах солнца» (5 минут), будет итоговым, завершающим наш сегодняшний тренинг. Как известно символом нашего детского сада является солнце. А в нем лучики, это наши дети и мы с вами. Я предлагаю выбрать любой лучик и написать, что-то хорошее о сегоднешнем дне.
Занятие по программе И.Л.Арцишевская
Психологический тренинг для будущих первоклассников
дети подготовительной группы
Занятие 14
Задачи:
v развитие самоконтроля;
v развитие фонематического восприятия;
v развитие внимания и зрительной памяти;
v закрепление понятий «больше», «меньше»;
v развитие речи и мышления.
Материалы:
колокольчик, тетради, плакаты, выполненные по рис. 5, доска в клетку, мел, простые и цветные карандаши, знаки «Говорит один» и «Говорим хором».
Ход занятия
( 4 -5 мин.) Игра «Карусели»
Все встают в круг и берутся за руки, затем движутся по кругу, изменяя темп в соответствии с рифмовкой:
- Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два,
Вот и кончилась игра!
Игру следует повторить несколько раз. Последний круг завершается словами:
- Раз - два, раз - два,
вот и кончилась игра!
Заниматься нам пора!
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки» (см. Занятие 3)
Детям можно предложить задания на звуки Ш (шапка, цветок, земля, крыша, цапля, щетка, фарш и др.,); Щ (щепа, швабра, щетки, гусь, шапка, плащ, звонок, щека и др.,); 3 (забор, дерево, звезда, салют, девочка, коза, гараж и др.,); С (сад, окно, забор, мост, колесо, коза, голос, ворота и др.).
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 13)
(6 мин.) Упражнение «внимание -- рисуем!» (см. Занятие 13)
Образцы рисунков:
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Узоры»
Дежурные раздают цветные карандаши.
Психолог предлагает детям открыть чистую страницу тетради и говорит:
- Нарисуйте в ряд семь квадратиков (показывает на доске, делая пропуски между квадратами в одну клетку), а под ними -кружочки, но на два меньше. Ниже нарисуйте и раскрасьте синим цветом пять кружочков, а рядом с ними - красные, но их должно быть на один больше. Посчитайте, сколько будет красных кружочков.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 13)
( 4 - 5 мин.) Упражнение «Говорит один - говорим хором»
Психолог задает вопросы:
- Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. Что это? (Показывает знак «Говорит один».)
Что делают медведи зимой? (Показывает знак «Говорим
хором».)
Какие животные меняют цвет своей шубки зимой? (Показывает знак «Говорит один».)
Какое время года наступит после зимы? (Показывает знак «Говорим хором».)
Что бывает на стекле во время сильных морозов? (Показывает знак «Говорит один».)
Растут ли зимой в лесу грибы? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
Заключительный этап
Психолог звонит в колокольчик и читает рифмовку:
- Вот опять звенит звонок,
И кончается урок
Все вы славно потрудились
И чему-то научились.
Рада я за вас всегда,
Ну а вы?
Ответьте - да!
Психолог и дежурные собирают учебные материалы.
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Роньжина А.С.
НОД натему: "БОЖЬЯ КОРОВКА"
Задачи:
> создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения действовать соответственно правилам игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия ■- Приветствие.
■ Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.
■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,
Представляют, что держат воображаемого жучка. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.
Кружатся. Показывают названные части тела.
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.
Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
Психолог говорит:
- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
Развивающее занятие в старшей группе на тему:
«Наши чувства и эмоции»
Цель: закреплять умения различать чувства.
Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: "Доброе утро!" (Цель — формирование сплоченности.)
А сейчас громко проговорим потешку при этом ритмичными движениями (хлопать в ладоши, топать ногами, маршировать и т.д.).
Например:
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Затем предложите детям прочитать эту потешку с разными чувствами: радости, страха, удивления и хвастовства. Цель такого упражнения — тренировка узнавания эмоций.
Сначала потешку проговаривают все вместе, а потом индивидуально по желанию.
Игра «Угадай своего друга»
Ребенок с завязанными глазами должен узнать своего друга.
Упражнение «Назови предмет одним словом»
Например:
- Шкаф, кровать, стол-это…
- Красный, желтый, синий-это…
- Тополь, береза, дуб-это…
- Юла, пирамида, кукла-это…
Игра «Угадай и изобрази эмоцию»
С помощью пиктограмм нужно угадать и показать эмоцию.
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дружба»
Цель: личностное развитие ребенка.
Задачи: развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение; поддерживать у детей интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим, сотрудничать; формировать благоприятный психологический климат группы.
Материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981).
Педагог-психолог - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Вы все такие нарядные, красивые, а на лицах у вас добрые улыбки. Давайте, мы с вами поздороваемся с помощью своего тела;
- локоточками;
- ладошками;
- кулочками;
- коленочками
Давайте возьмемся за ручки и под песню (От улыбки хмурый день светлей…), будем передавать мяч, на ком остановиться музыка и в руках окажется мяч, тот отвечает на вопрос: «Что такое дружба?», «Кого называют другом?» Есть ли у вас друзья?
Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится. (Проиграть каждый предложенный вариант).
А что может помешать дружбе? (Обсудить варианты ответов детей).
Да, ребята, друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь! Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о дружбе лесных жителей. Рассаживайтесь поудобнее, и наш киносеанс начинается… Мультфильм называется «Он попался!» (Просмотр мультфильма длится примерно 10 минут.)
Вопросы к мультфильму:
- Вам понравился мультфильм?
- Как называется мультфильм?
- О чем он?
- Вспомните персонажей, какие они по характеру?
- Какие поступки они совершают?
- Хотелось ли вам иметь таких друзей?
- Чем закончился мультфильм?
Да, медведь устроил чаепитие для всех друзей зайчика и подружился с ними сам. Наверное, в лесу теперь никто никогда никого не обижает, все живут дружно, помогают друг другу.
Ребята, вы сказали, что у всех вас есть друзья. Я предлагаю нарисовать и подарить подарок своему другу.
Педагог-психолог приглашает детей в круг и с помощью своих ладошек передать искорку доброты.
Знакомство с эмоциями. Радость
во II младшей группе
Цели:
— первичное знакомство с чувством радости;
— развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Материалы:
— пиктограмма "радость";
— фотографии веселых людей;
— бумага, карандаши.
Ход занятия:
Доброе утро!
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
(Цель упражнения — создание положительного эмоционального фона.)
А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость"). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?..
Пиктограмма "радость"
Попробуем разыграть эту сценку.
У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (подбераем фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди?.. Как вы догадались?.. А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему? - Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои "радостные фотографии".
Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..." (Высказывания детей можно записать.)
Но перед этим поиграем с "Солнечным зайчиком".
(Цель — снятие напряжения мышц лица.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Сейчас я расскажу вам одну историю...
Этюд "Встреча с другом".
(Цель — развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.)
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения — плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).
А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему "Радость". Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.
(Цель — рефлексия чувств.)
Затем предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.
А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в "Доброе животное".
(Цель игры — развитие чувства единства.)
Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад.
Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!
НОД на тему : «Доброта в каждом из нас»
по толерантному общению
в младшей группе
Цель:
Формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне.
Развитие коммуникативных навыков.
Материал: игрушечный персонаж Лесовичок, Лисенок, альбомные листы, краски, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в сказочный лес к нашему другу Лесовичку.
(Дети закрытыми глазами слушают звуки леса)
Ритуал приветствия
Проиграть свое имя с помощью бубна.
Психолог: А теперь представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно.
Вот мы с вами оказались в сказочном лесу. А вот наш Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! А вы хорошо себя знаете? Давайте проверим и сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание.
Например:
Пускай постоят на ногах все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого длинные волосы.
Пусть дотронуться до ушка те, у кого короткие волосы
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то красное в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.
Пусть поднимут руки те, кто любит конфеты.
Пусть встанут те, кто любит мультфильмы.
Лесовичок: Послушайте одну сказку нашего леса.
Работа со сказкой «Лисенок-коротконожка»
Однажды в лесу в семье лисят родился маленький лисенок он отличался от других лисят тем, что хвост был не пушистым, лапка была короче другой. Рос лисенок одиноким. Никто не хотел с ним дружить. Ведь он был не такой как все. Его обзывали «Коротконожка» И когда все лесные зверята собирались на лесной поляне, он сидел и один плакал.
Но вот однажды лисенок гулял по лесу, как вдруг заметил, что белочка которая хотела прыгнуть на ветку упала. Лисенок сразу прибежал на помощь. Он помог белочке добраться до дома. Сообщил по лесному радио о помощи. С тех пор зверята подружились с лисенком. Перестали его обзывать, гордились, что у них есть такой друг. И если ему нужна была помощь, они помогали.
Обсуждение:
-Почему зверята не хотели играть с лисенком?
-Что чувствовал лисенок?
Психолог:
Ребята, есть такие люди, которые плохо видят, ушки не слышат, ножки болят – у них слабое здоровье. У нас с вами много возможностей – и видеть, и слышать, и ходить, играть, что-то делать своими руками. А эти люди не имеют таких возможностей. Это люди с ограниченными возможностями. Как мы можем им помочь? Поможем перейти им дорогу, отнести сумку, коляску повезти. Мы к этим людям должны относиться с уважением, как и в нашей сказке.
Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.
Я буду передавать мяч и у кого он окажется тот отвечает на вопрос.
Как вас жалеет мама?
Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
А что можно сделать?
Если сестренка или братик ушиблись?
Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.
Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.
Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Игра «Помоги другу»
Я завяжу глаза одному ребенку. А второй взяв его за руку должен провести через лужи и камушки. Игра проводится до тех пор, пока все дети не побудут в разных ролях.
Обсуждение:
-Сложно было вести другого человека.
-А сложно ли было идти с завязанными глазами.
Лесовичок: Ребята, а вы красивые? Красивый человек, это какой человек?
У меня есть цветочек дружбы, давайте его будем передавать по кругу и говорить приятные и добрые слова.
А теперь давайте нарисуем нашего лисенка. Подумайте, как его можно изобразить и его друзей.
Лесовичок: Молодцы! Вы оживили сказку с помощью ваших рисунков.
Психолог: Ребята нам пора возвращаться из сказочного леса. Вижу, вам было интересно, весело. Прощаемся с нашим героем Лесовичком. Но мы с вами еще не раз побываем в лесу (дети закрывают глаза).
Пока вы еще в сказочном лесу. Но вдруг вы увидели тропинку. Вы прощаетесь с волшебным лесом, и по тропинке идете назад в нашу группу.
Ритуал прощания.
Все дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
НОД на тему: «Мы все такие разные»
в подготовительной группе
Цель: Учить различать индивидуальные особенности в группе; развивать умение определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей; воспитывать уважение к особенностям других людей.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
Здравствуйте, жители планеты Земля. Всегда ли вам хочется быть похожими друг на друга? Не кажется ли вам, что было бы скучно, если бы все были совершенно одинаковые (дети отвечают).
Тогда давайте сегодня поговорим о том, чем же мы отличаемся друг от друга.
Возьмите по пять картинок с изображением различных игрушек, и разложите их в форме башенки: вверху – самая любимая игрушка, внизу – не очень любимая.
В конце игры педагог помогает детям сделать вывод, что у каждого получилась своя башенка, отличная от других.
Игра «Все мы разные»
Педагог: Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот, о ком идет речь, должен делать шаг вперёд.
Например: «У кого…….есть бантик?
……..самые длинные волосы?
……самые светлые волосы?
…….нет карманов?
В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что снова нашлись отличия между ними.
Игра «Спинной друг к другу»
Педагог: Я думаю, вы уже достаточно познакомились друг с другом, рассмотрели особенности внешности, одежды. Тогда попробуем поиграть в одну интересную игру. Для этого встаньте в пары, внимательно рассмотрите партнёра, запомните, как он выглядит. Теперь повернитесь спиной друг к другу и по очереди опишите своего партнёра: какие у него волосы, глаза, нос, одежда и т.д.
Графическое задание «Волшебное ателье».
Сейчас мы ёще больше убедимся, как не похожи друг на друга. Закройте глаза и представьте, что попали в волшебное ателье. Здесь всё возможно – любое сочетание цветов, любые формы и длина. Что бы вы хотели себе заказать?
Открывайте глаза, берите карандаши. Нарисуйте себя в каком-нибудь необычном наряде, чтобы вас невозможно было узнать.
Итог занятия
КОНСУЛЬТАЦИЯ С ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ:
"ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАНДАЛОТЕРАПИИ".
Мандалы известны с древних времён как уникальные графемамы — единица письменной речи, встречающиеся в разное время, в разных странах и у разных народностей.
Мандала (в переводе с древнеиндийского «круг») — геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов буддизма и индуизма.
Современную психологию с идеей мандалы познакомил основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. В возрасте около сорока лет Юнг покинул пост в университете, потому что академическая жизнь для него утратила свою новизну и интерес. Он ежедневно выделял время для анализа своей внутренней жизни и вел дневник снов, мыслей и рисунков. Каждое утро в своем дневнике он набрасывал круговой рисунок, просто следуя внутреннему импульсу. Очень скоро Юнг пришел к выводу, что его рисунки меняются, отражая состояние его психики.
Он пишет: «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: … Целостность личности». Ежедневная работа подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая: во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы), во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.
И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.
Разработчиком современного метода арт-мандалы в 1986 году стала известный арт-терапевт, американская художница, психолог Джоан Келлог в сотрудничестве с Станисловом Грофом. Джоан Келлог углубила идеи Юнга в русле мандала-терапии, упрочив позиции этого направления психотерапевтической работы.
Технологию применения мандал можно наблюдать в деятельности детского психолога, белорусской коллеги Эрики Осипук, в работах немецкого арт-терапевта Александра Цайри, А. И. Копытина, М. В. Киселевой, Д. Понятовской- Замышляевой.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНДАЛОТЕРАПИИ.
Самые натуральные и естественные мандалы – круглые формы, встречаются в природе: Солнце, Луна и планеты, снежинки и круги на воде от упавшей капли, годовые кольца на срезе ствола дерева и круглый листик, паутина и шляпка гриба, морская звезда и ракушка, фрукты и цветы, божья коровка и панцирь черепахи, глаза животных и радужная оболочка глаза человека – все это мандалы, созданные самой природой. Такие простые, но совершенно симметричные формы. Мы их созерцаем и порой сами не замечаем, как именно в них находим силу, красоту, успокоение, вдохновение на творчество, на жизнь.
Форма круга – один из источников вдохновения для архитекторов, как древних, так и современных. Окружности мы можем наблюдать в самых разных строениях. Образ круга используется и в строении религиозных сооружений. Вспомним и таинственное древнее сооружение Стоунхендж, которое считается местом силы. Взгляд сверху на это сооружение – и мы видим настоящие масштабные архитектурные мандалы, созданные человеком.
В древние времена и до сих пор в некоторых странах мандалы применяют в ритуальных церемониях и духовных практиках. При этом главная роль отводится самому процессу её создания. После проведения обряда такие мандалы торжественно разрушают (индейские плетеные, буддийские мандалы).
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, делают из металла, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, дерева и т.п..
Метод мандалы предполагает работу с циркулярными изображениями, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности, либо создаваться по заданным шаблонам и инструкциям.
Рисуя Мандалу, человек передает своё внутреннее состояние на листок бумаги. Как в детстве, помогает запустить давно забытый механизм выражения себя и своих чувств через рисунок.
Создавая свою личную мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает разные части нашей внутренней реальности проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом, он инициирует их движение и слияние, приводя нас к целостности. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.
Изображения в круге могут иметь разный размер и создаваться с использованием разных материалов — масляной пастели, карандашей, фломастеров, красок. Возможно также создание мандал из песка, глины, найденных природных элементов — камней, ракушек, зерен, плодов и т. д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАНДАЛ:
коррекция эмоционального состояния
диагностика актуального настроения
при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
семейные ситуации
психосоматические проблемы
диагностика и коррекция конкретной проблемы
при проблемах самооценки
при ощущении внутреннего дисбаланса
активизация ресурсных состояний личности
при страхе потерять контроль над собой
психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности
психокоррекция эмоциональной алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций)
психокоррекция страхов и тревог
сопровождение адаптации
сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
повышение концентрации и внутреннего равновесия
коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
воспитание терпеливости и аккуратности
формирование самоуверенности
стимуляция творческого потенциала
изучение групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
3 МАНДАЛЫ В ПСИХОКОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
Мандалотерапия — один из видов арт-терапии, основанный на работе с мандалами. Работа с мандалой бывает пассивной — созерцательной, или активной — сам процесс создания мандалы. В первом случае работа идёт в основном на подсознательном уровне. Внимание произвольно путешествует по изображению: от одного цветового пятна к другому, от фигуры к фигуре, от линии к линии. Взгляд сперва падает на простые формы, но постепенно начинает охватывать более сложные, визуальные группы объектов и связи между ними. Таким образом бессознательно выполняется работа по упорядочиванию и гармонизации увиденного. Одновременно это же происходит и в подсознании, только упорядочиваются и гармонизируются мысли, чувства, эмоции. Для созерцательной терапевтической работы больше подходят геометрические мандалы. Они не вызывают конкретных ассоциаций, тем самым не уводя сознание от процесса созерцания к процессу обдумывания. У созерцающего создаётся определённое настроение: приходит умиротворение или, наоборот, желание действовать.
Активный метод бывает 2-х способов:
1.. Работы с мандалой — раскрашивание готовой схемы. Само по себе раскрашивание имеет положительный терапевтический эффект: человек старается украсить и гармонизировать пространство рабочего листа, то же самое происходит и в его внутреннем мире. Это работа на более глубоком уровне, чем в случае пассивного созерцания. Главная задача такой техники: вырисовать, выплеснуть непроявленные эмоции, избыточные волнения, тревоги, вывести наружу все, что лишает внутреннего спокойствия и гармонии.
2. Самостоятельное создание и раскрашивание мандал. Мандалу можно рисовать сразу в цвете, постепенно усложняя её узор. Создавая мандалу, художник не просто передаёт свои переживания — он создает модель своего внутреннего мира. Если рассматривать такую мандалу с точки зрения психоанализа, то она является подробной картой текущего психического состояния её автора. А если сознательно вложить определённый смысл в своё произведение, можно сконструировать мандалу, способную оказывать воздействие на зрителя. Она станет визуальным образцом для настройки на определённый эмоциональный лад и будет хорошим инструментом для релаксации.
С какого же возраста можно заниматься созданием мандал?
1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). (четыре основных цвета: красный̆, желтый, синий, зеленый).
3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр. (клей ПВА для закрепления материалов)
6–7лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы.
1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то, что ближе ему по настроению.
2. Цветовую гамму ребенок выбирает самостоятельно.
3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
4. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка без его согласия.
6. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
7. Ребенок даёт название своей мандале, как раскрашенной, так и созданной.
8. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
9. Необходимо использовать музыкальное сопровождение.
10. После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой.
11. Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.
В результате работы с мандалами у детей наблюдается улучшение эмоционального состояния: повысилась уверенность в себе, снизилось психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности. Дети приобрели навыки эффективного общения со взрослыми и сверстниками, учатся управлять своим поведением и планировать свои действия.
НОД на теме: «Путешествие в страну мандалы»
Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях.
Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.
Ход:
Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.
(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).
Упражнение 1.«Улыбка»
Психолог:
Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).
Упражнение 2. «Угадай эмоцию»
Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.
Упражнение 3. «Мандалы»
Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала».
«Слушание мандал»
Дети удобно садятся, закрывают глаза.
Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).
Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом ,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил.
Вопросы к детям:
1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?
2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?
3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас?
Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Коррекционно-развивающая работа в средней группе по программе «Цветик семи цветик»
Тема: Давайте дружить.
Цели:
1. продолжить знакомство детей друг с другом;
2. сплотить группу;
3. сформировать положительное отношение к содержанию занятия.
Материалы: игрушка Заяц (бибабо), мяч, цветные карандаши, бланки с заданиями, колокольчик
План:
I этап. Организационный
1. Приветствие
Психолог предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи «мяча помощника».
Психолог вместе с детьми поют песенку, здороваясь с помощью мяча: (психолог чеканит настоящий мяч, а дети воображаемый)
Покатился поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром, Наташенька!»
Наташа берет мяч и предает его своему соседу, приветствуя его по имени.
II этап. Мотивационный
1. Подвижная игра «Паровозик дружбы»
Психолог предлагает детям отправиться в гости к их другу Ушастику на паровозике дружбы.
См. занятие 1
2. Появление персонажа Ушастика.
Ушастик приветствует детей и предлагает поиграть в дружные игры.
III этап. Практический
1. Игра «Незнайка»
Ушастик: Ребята, попытаюсь вспомнить, как вас зовут. Если я правильно назову ваше имя, вы мне похлопаете, если неправильно – потопаете и назовете правильно свое имя.
2. Динамическая пауза «Покажи отгадку»
Ушастик предлагает детям отгадать, кто его друзья и поиграть с ними
Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают звери все в лесу, Ярко-рыжую………
Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный?
Он в дупло засунул лапу, И давай рычать, реветь. Ох, какой же он сластена, Косолапенький….
Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка – кто это…?
Пестрая крякушка, Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. |
Лису. Мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперед, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Волк. Твердая походка, сердитое выражение лица.
Медведь. Ходьба вперевалочку (вес тела переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга)
Лягушка. Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях, разведены в стороны. Прыжки. Утка. Ходьба на согнутых ногах.
|
3.Пальчиковая гимнастика «Дружба», объяснение правил сидения за столом
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут дружно рисовать.
Упражнение повторить несколько раз.
4. Задание «Прятки» (на бланках)
Посмотрите внимательно на картинку, найдите и обведите тех зверей, которых вы разгадали.
5. Задание «Лабиринт» (на бланке)
Помоги Ушастику пройти лабиринт
6. Игра «Замри»
Ушастик при помощи считалки выбирает из детей водящего.
Считалка:
Черепашка хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи.
Ребята, вы передвигаетесь по всей комнате, когда водящий позвонит в колокольчик, все должны встать неподвижно, замереть. Водящий будет стараться вас рассмешить. Кто засмеется – выбывает из игры.
В конце игры зайка благодарит детей за веселую, дружную игру.
7. Игра «Раздувайся, пузырь»
См. занятие 1
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Ушастик интересуется у детей, что понравилось больше всего, какая игра была самой дружной.
С помощью «Мячика-помощника» дети благодарят друг друга за занятие (Наташа, мне было интересно с тобой играть, до свидания!)
Коррекционное - развивающее занятие
по программе В.Л.Шарохиной в средней группе
Занятие №2
Цель:
1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).
2. Развитие целенаправленного внимания.
3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Воспитание нравственно-волевых качеств.
6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка (медвежонок Мишутка);
плакат с изображением трех различных по величине прямоугольников коричневого цвета;
картинки с изображением трех медведей: Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки;
предметы (кружки, ложки, тарелки, стулья) разного размера;
три обруча разного размера;
карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Продолжи ряд» (по количеству детей);
конверт, веревка (прыгалки);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — медвежонок Мишутка. Дети здороваются и говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.
Психолог: |
Дети: |
|
|
||
— Скажите, как называются эти геометрические фигуры? — Сколько нарисовано прямоугольников? — Чем отличаются эти прямоугольники?
— А чем они похожи?
— Давайте вспомним русскую народную сказку, в ней говорится о девочке, которая забрела в лес и попала в избушку, где жили три... — Кто из медведей был самым большим? — Посмотрите на большой прямоугольник. Михаил Потапович прячется за самым большим прямоугольником. — А Настасья Петровна?
— Она прячется за средним прямоугольником. — Как зовут медвежонка? — Где прячется Мишутка?
— Почему вы так думаете?
— Какие вы молодцы! |
— Это прямоугольники.
— Три прямоугольника. — Прямоугольники разного размера. — Они одного цвета — коричневые.
— Медведя. — Михаил Потапович.
— Настасья Петровна поменьше.
— Мишутка. — Мишутка прячется за самым маленьким прямоугольником. — Потому что он самый маленький. |
|
Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает детям расставить их по росту. Дети выполняют задание и сравнивают расположение медведей с расположением геометрических фигур. |
||
Психолог показывает конверт, достает письмо. |
||
— Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал в их доме и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул... и просят им помочь. Ребята, а вы знаете, кто приходил к медведям в дом? — Вы поможете медведям навести порядок? |
— Это девочка Маша приходила. Она все разбросала и не поставила на место.
— Мы поможем медведям навести порядок. |
|
Психолог выкладывает ложки, выставляет кружки, тарелки, стулья разного размера. |
||
— Давайте поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? — Как вы думаете, куда нужно поместить Мишуткины вещи? — А теперь давайте наводить порядок. |
— Вещи Настасьи Петровны.
— В самый маленький обруч.
|
|
Дети раскладывают вещи в обручи. |
||
— Вот молодцы! Какой порядок навели. Медведи будут очень рады. Наверное, вы устали? |
|
|
Психолог показывает игрушечного медвежонка. |
||
— Мишутка всем предлагает поиграть. |
|
|
Выбирается водящий, — «Мишутка». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят. Дети становятся за линию, обозначенную веревкой или прыгалками, оттуда идут к «Мишутке», произнося слова: |
||
|
— Мишка бурый, Мишка бурый, Отчего такой ты хмурый? |
|
Дети подходят к «Мишутке», он отвечает: |
||
|
— Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился. Раз-два-три-четыре-пять, Начинаю мед искать. |
|
Дети бегут за линию. «Мишутка» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы. |
||
— Играть любит не только маленький Мишутка, но и его мама, Настасья Петровна. Она предлагает вам поиграть в игру «Какой предмет лишний?» |
|
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Какой предмет лишний?» |
||
— Назовите предметы, которые нарисованы на карточке. — Какой предмет лишний? — Почему вы так думаете? |
— Ромашка, колокольчик, малина, одуванчик. — Малина.
|
|
В случае затруднений психолог помогает детям, сформулировать ответ. |
||
— Молодцы! Назовите предметы, которые нарисованы ниже одним словом. Что это? — Слушайте, как называются грибы: боровик, лисичка, сыроежка, мухомор. Какой гриб лишний? — Почему вы так решили? — Правильно. Боровик, лисичка, сыроежка — это съедобные грибы, а мухомор ядовитый гриб, людям его есть нельзя. Возьмите из тарелочки простой карандаш и зачеркните лишние предметы. |
— Ромашка, колокольчик, одуванчик — цветы, а малина — ягода. Она лишняя.
— Это грибы.
— Мухомор.
— Он ядовитый. |
|
— Михаил Потапович тоже приготовил для вас задание. |
|
|
Психолог раздает карточки к упражнению «Продолжи ряд». |
||
— Назовите предметы, которые нарисованы в верхнем ряду. — Необходимо продолжить верхний ряд предметов. Рассмотрите и назовите предметы, которые нарисованы ниже. — Какой предмет подходит к кругу и шарику? — Почему? — Проведите линию от мяча к пустому прямоугольнику. |
— Круг, шарик.
— Машинка, кубик, мяч.
— Мяч.
— Он круглый. |
|
Дети самостоятельно выполняют вторую часть упражнения. |
||
— Занятие подошло к концу. Ребята, похвалите друг друга. |
|
|
Дети говорят друг другу комплименты. |
||
А теперь вспомните и расскажите Мишутке, чем мы сегодня занимались. |
|
|
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся своими впечатлениями, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой. |
||
— До свидания. Я буду вас ждать! |
|
|
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
Задачи:
> сплочение группы, развитие эмпатии;
> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
> снижение излишней двигательной активности;
> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
> развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
> развитие общей моторики;
> развитие памяти, речи и воображения.
Материалы:
картина или фотография «Осенний лес»;
игрушечный ежик;
игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;
красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень.
Психолог говорит:
-Давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес.
Дети встают друг за другом и идут по кругу.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,
По маленьким листочкам, В ямку — бух!
Движутся обычным шагом.
Движутся большими шагами.
Выполняют прыжки с продвижением вперед.
Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.
С целью развития произвольного контроля за действиями психолог обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.
Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ежик.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.
Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.
- Что ты, еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть.
Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.
Игра повторяется 2-3 раза.
Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.
Психолог говорит: -
- Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
•♦• Психолог предлагает спеть ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша.
Вдруг увидели ежа.
- Ежик, ежик, — мы друзья,
Дай погладить нам тебя. ,
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-
тям.
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить детям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, карандашом) иголки у ежика 0;разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
"Путешествие в мир эмоций"
Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 5–7 лет.
Задачи:
Закрепление изученных эмоций, развитие эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков, зрительного внимания и мимики;
Развитие умения осознавать свои эмоции;
Формирование умения понимать эмоции других людей;
Развитие способности выражать эмоции вербально и невербальное;
Формирование умения выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;
Ход занятия.
1. Приветствие.
Психолог. Здравствуйте мои дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех веселых и улыбающихся. Мне кажется, что у вас хорошее настроение. Или я ошибаюсь?
Дети подходят к стене на которой висит плакат, на котором нарисованы 2 цветка (один цветок веселый, улыбающийся. Другой цветок - грустный и печальный.)
Психолог. Перед вами 2 цветочка, а на столе лежат разноцветные бабочки. Я предлагаю вам взять по одной бабочке и посадить ее на тот цветок, на который вам сейчас хочется.
Дети сажают своих бабочек на цветы.
Игра «Замечательное настроение»
Дети стоят в кругу, психолог предлагает отправиться в мир эмоций, а попасть туда можно, если поделиться друг с другом хорошим настроением. Например, я говорю своему соседу справа: «Катя, у меня сегодня замечательное настроение, потому, что утром я увидела солнышко и веселого щенка» А теперь вы должны объяснить: «Почему у вас может быть замечательное настроение».
Основная часть
Работа с мультимедийной презентацией по теме «Путешествие в мир эмоций»
Слайд 1
Психолог: Итак, мы отправляемся в мир эмоций и чувств человека.
Вы знаете, что у людей бывает разное настроение, от которого зависит выражение лица. Глядя на лицо, можно сказать, что чувствует человек.
Слайд 2
Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма «Радость»).
Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей).
Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице.
Упражнение «Изобрази радость»
Психолог: Давайте поиграем в игру «Солнечный зайчик» чтобы у вас было хорошее настроение.
Упражнение «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.
Психолог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей). Радостное настроение, а наоборот? – грустное…
Слайд 3
Психолог просит детей рассказать, как они понимают, что другой человек грустит. Какие признаки грусти более заметны, а какие менее? Возможно, дети назовут внешние проявления грусти: слезы, грустное выражение лица (опущенные уголки рта, полузакрытые глаза, поза грустного человека (опущенные плечи, сгорбленная фигура) .
Упражнение «Мне грустно, когда . .. »(передаем мяч по кругу)
Каждый ребенок пытается закончить начатое психологом предложение. «Мне грустно, когда. ..»
Упражнение «Изобрази грусть»
Слайд 4
Психолог: (Демонстрирует пиктограмму «Злость») Посмотрите на лицо этого человека.
Какое чувство испытывает он? (Ответы детей).
Посмотрите на выражение его лица.
Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? А сейчас послушаем историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка».
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка очень рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-то случится? Как вы думаете, почему дедушка рассердился?
Слайд 5
Физкультминутка «Зрительная гимнастика»
Слайд 6
Психолог демонстрирует пиктограмму «Страх».
Психолог: Посмотрите на эту пиктограмму, какое чувство, настроение здесь изображено?
(Проходит обсуждение) .
Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? Смотрите внимательно. У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство?
Ответы детей.
Слайд 7
Физкультминутка.
Слайд 8
Психолог: Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?
Дети:
Психолог: Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает.
Психолог показывает детям пиктограмму «удивление».
Психолог: Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями?
Дети:
Психолог: Правильно, они подняты вверх. С глазами? Они широко открыты. С губами? Они растянуты и похожи на букву «О»
Психолог: Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.
Упражнение «Изобрази удивление»
Слайд 9
Психолог: Посмотрите на пиктограмму, как вы думаете, какое чувство здесь изображено?
Ответы детей.
Психолог: Да, правильно. Это чувство вины.
Посмотрите, на эту картинку. Здесь изображена девочка, который испытывает чувство вины. Как вы думаете, что с ней могло произойти?
Ответы детей.
Слайды 10-11
Игра «Четвертый лишний»
Слайд 12
Посмотрите какие у меня есть красивые камушки. Возьмите себе по одному, тот который вам больше понравится.
Теперь у вас в руках есть камушек, сожмите его в кулачок, закройте глазки и вспомните тот день, когда вам было очень весело и хорошо. Помечтайте о чем-нибудь прекрасном, чего бы вам очень- очень хотелось. Мысленно передайте свою радость камушку. Теперь откройте глаза. У вас на столах лежат краски, кисточки, карандаши. Разукрасьте свои камушки как вам хочется или нарисуйте на них что-то особенное.
(Звучит веселая мелодия)
Дети рисуют радостное настроение на камнях.
Психолог. Молодцы ребята, у вас очень веселые камушки получились. Мне кажется если грустный человек возьмет его в руку, то у него сразу поднимется настроение. Вы со мной согласны?
Психологический тренинг для будущих первоклассников
подготовительная группа ( по программе Арцишевской И.Л.)
Задачи:
v развитие самоконтроля;
v развитие фонематического восприятия;
v развитие внимания и зрительной памяти;
v закрепление понятий «больше», «меньше»;
v развитие речи и мышления.
Оборудование:
колокольчик, тетради, плакаты, выполненные по рис. 5, доска в клетку, мел, простые и цветные карандаши, знаки «Говорит один» и «Говорим хором».
Ход занятия
( 4 -5 мин.) Игра «Карусели»
Все встают в круг и берутся за руки, затем движутся по кругу, изменяя темп в соответствии с рифмовкой:
- Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два,
Вот и кончилась игра!
Игру следует повторить несколько раз. Последний круг завершается словами:
- Раз - два, раз - два,
вот и кончилась игра!
Заниматься нам пора!
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки» (см. Занятие 3)
Детям можно предложить задания на звуки Ш (шапка, цветок, земля, крыша, цапля, щетка, фарш и др.,); Щ (щепа, швабра, щетки, гусь, шапка, плащ, звонок, щека и др.,); 3 (забор, дерево, звезда, салют, девочка, коза, гараж и др.,); С (сад, окно, забор, мост, колесо, коза, голос, ворота и др.).
(2 мин.) Пальчиковая гимнастика
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Узоры»
Дежурные раздают цветные карандаши.
Психолог предлагает детям открыть чистую страницу тетради и говорит:
- Нарисуйте в ряд семь квадратиков (показывает на доске, делая пропуски между квадратами в одну клетку), а под ними -кружочки, но на два меньше. Ниже нарисуйте и раскрасьте синим цветом пять кружочков, а рядом с ними - красные, но их должно быть на один больше. Посчитайте, сколько будет красных кружочков.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 13)
( 4 - 5 мин.) Упражнение «Говорит один - говорим хором»
Психолог задает вопросы:
- Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. Что это? (Показывает знак «Говорит один».)
- Что делают медведи зимой? (Показывает знак «Говорим
хором».)
- Какие животные меняют цвет своей шубки зимой? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какое время года наступит после зимы? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Что бывает на стекле во время сильных морозов? (Показывает знак «Говорит один».)
- Растут ли зимой в лесу грибы? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
Заключительный этап
Психолог звонит в колокольчик и читает рифмовку:
- Вот опять звенит звонок,
И кончается урок
Все вы славно потрудились
И чему-то научились.
Рада я за вас всегда,
Ну а вы?
Ответьте - да!
Психолог и дежурные собирают учебные материалы.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Методика «Два дома»
(средняя группа)
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г.и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Проведение исследования: методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет.
Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.
Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»
Обработка и анализ результатов
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.
В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ
Занятие №1
Задачи:
v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
v знакомство со школьными правилами;
v развитие произвольного поведения;
v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
Ход занятия
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:
- У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
- Учитель входит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
( 2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:
- Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
А теперь пора домой,
Все устали: ой-ой-ой!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
Конспект развивающего игрового сеанса с детьми старшей группы «Придумай сказку»
«ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Задачи: Закреплять умения составлять композиции в соответствие с замыслом.
Развивать творческое воображение.
Продолжать учить работать сообща.
Материал: Лист ватмана, вырезки из различных журналов (деревья, животные, люди, дома… ., клей, цветные карандаши, тряпочки, влажные салфетки.
Психолог, говорит детям, что сегодня они будут сказочниками, но сказка у них будет необычная- ее нужно не только придумать, но и выложить на бумаге. Взрослый предлагает детям рассмотреть вырезки из журналов и решить, какие персонажи и предметы понадобятся для их сказке.
Дети выкладывают «сказку» на листе бумаге. Психолог предлагает проверить, все ли соответствует замыслу придуманной сказки.
Дети приклеивают детали к листу бумаги (в процессе работы, детали могут добавляться или убираться, исходя из желания детей)